russian_chekist (russian_chekist) wrote,
russian_chekist
russian_chekist

Categories:

РИ-СССР смертность. Кто больше ''геноцидил''?

В современной РФии население идеологически расколото. Осознавая очевидный провал новороссиянского проекта, идеологи всех мастей усиленно пытаются найти новую парадигму развития страны. Т.к обезьяничание с Запада очевидно не подходит, кандидатур на корррекцию проекта нашей многострадальной Родины две: РИ и СССР. Именно между этими двумя положениями идут ожесточенные баталии - какой проект был лучше? Рассмотрение идет с разных сторон - экономического развития, его темпов, уровня жизни, полит.системы и т.д и т.п. Здесь поговорим о демографическом критерии, вернее, об одном его составляющем, смертности, который выражается в коэффициенте смертности. Действительно, логично - чем он меньше (коэффициент), тем лучше работает социальная и здравоохранительная система общества, что характеризует эффективность и гуманность гос.машины. Собственно, возвращаясь к нашим баранам, есть две точки зрения на проблему - советская и либеральная. Если с первой все понятно, то насчет второй надо пояснить. Суть ее в том, что советские данные по смертности страдают неполнотой, поэтому эти данные бодро ''корректируют'' (см. АДХ), в результате, советские годы выглядят как минимум не лучше дореволюционных, а в отдельные даже куда хуже. Учитывая, что пока полного разбора этих ''корректировок'' нет (а обоснованных претензий к ним немало) на данный момент сильнее выглядят позиции либералов. На самом деле, внимательный и немного знающий историю человек заметит в писаниях демографов один специфический подлог, о чем я щас и напишу.

Как демографы сами себя высекли.

Классика либеральной аргументации здесь
Обратим внимание на 2 графика. Т.к график по младенческой смертности уже разбирали, (см. http://pyhalov.livejournal.com/25860.html и http://ghj1.livejournal.com/60062.html Кстати, последний ЖЖ очень советую почитать), то обратим внимание на график по общей смертности. Вот он.

Казалось бы, график непрошибаемый. Однако тут есть мухлеж, который, почему-то, никто так и не нашел (правильности построенного тренда я здесь касаться не буду, но, очевидно, гражданин Вишневский здесь накосячил)
Внимательно читаем. Дореволюционные данные даются по Европейской России, а советские в двух вариантах - по всему СССР и отдельно по РСФСР в современных границах. Если посмотреть Рашина, то можно убедиться, что коэффициенты смертности доступны только по 50 губерниям Европейской России, а это отнюдь не тоже самое, что РСФСР и уж тем более, СССР. Вот к примеру - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8_(1897%E2%80%941917)#.D0.A7.D0.B8.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C.2C_.D1.81.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2_.D0.B8_.D0.BF.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.BD.D0.B0.D1.81.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BF.D0.BE_.D0.B3.D1.83.D0.B1.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B8.D1.8F.D0.BC_.D0.B8_.D0.BE.D0.B1.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8F.D0.BC
Здесь видно, что Европейская Россия (по критериям РИ) и СССР с РСФСР - территории разных порядков, т.е сравнивать их некорректно, т.к в этом случае смертность в СССР будет искусственно преувеличена, а в РИ преуменьшена. И дело не только в Сибири с Туркестаном и Кавказом, которые из РИ ''выкидываются''.
Дело в том, что Европейская Россия не равна даже Европейской части СССР. Как известно из истории, западная Украина и западная же Белорпуссия вошли в состав СССР только в 39-м, а Прибалтика и того позже - 40-м, а ведь эти территории входили в Европейскую Россию до революции. Особенность имперской демографии была в том, что смертность росла с запада на восток, т.е в этих территориях смертность была наименьшей. Повторяю, эти территории не входили в состав СССР до ВМВ.
Таким жульническим приемом ''доказываются'' ''ужасы совка'' .
Теперь я постараюсь провести корректное сравнение. Возьмем все в границах РСФСР (современных)

Высчитывание коэффициентов смертности в РИ в границах РФ/РСФСР.

Просмотрев дореволюционные справочники, обнаружил печальную вещь - почти все ограничиваются пресловутыми 50 губерниями. Однако и на старуху бывает проруха, удалось найти метрические данные (не забываем, что демографическая статистика в то время велась священнослужителями, стаи. органы ее только собирали и систематизировали) в отчетах обер-прокурора синода (за разные годы) Взяв епархии, которые входят в современные границы РФ (Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Новгородская, Орловская, Петроградская (Санкт-Петербургская), Псковская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Астраханская, Благовещенская, Владикавказская, Владивостокская, Вятская, Донская, Екатеринбургская, Енисейская, Забайкальская, Иркутская, Казанская, Нижегородская, Олонецкая, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Ставропольская, Тобольская, Томская, Уфимская, Якутская) я высчитал коэффициенты смертности и скомпоновал в вот такую табличку

Год Коэффициент смертности
1888 40.3
1889 44.7
1890 44.9
1891 44.5
1892 53.5
1893 42.6
1894 42.7
1895 44.8
1896 42.6
1897 40.4
1898 44
1900 39.8
1901 41.3
1902 41.5
1903 39.5
1904 39.2
1905 41.4
1906 41
1907 39.5
1910 46.1
1911 40
1912 38.6


Источники - http://oldbooks.ax3.net/BookLibrary/00220-Sinod.html
http://www.prlib.ru/Lib/pages/search.aspx?schquery=%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B9+%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82+%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D1%80-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0&skPort=true
Примечания - данные за 1888 г без Тамбовской и Екатеринбургской епархий, 1890 - без Санкт-Петербургской епархии. Данных за 1899-й г я не нашел, а данные по 1908-1909 получить не удалось из-за отсутствия электронной версии отчета.
Стоит отметить, что т.к это данные Синода, коэффициенты смертности (вернее, коэффициенты отпевания) относятся только к православному населению. Однако считаю, что их можно использовать как примерно соответствующие всему населению в границах РСФСР, и не только потому, что православные составляли 80% населения в границах РФ, но и потому, что мусульмане и язычники были тогда довольны отсталы, жили они в такой же антисанитарии при этом были беднее русских (пример Явно видно, что татары больше подвержены эпидемиями, чем русские, да и жили беднее они. Что происходило у ''туземцев'' Кавказа смотрим здесь.) Потому, я склонен считать, что приведенные коэффициенты скорее минимальные нежели средние, или ,тем более, максимальные.
Видно, что при корректном сравнении весь антибольшевицкий пафос Вишневского стремительно сдувается - не было никакой катастрофы в ''совдепии'', наоборот, значительное улучшение.
Примечательно, что смертность в 1892-й оказалась даже чуть повыше, чем в 1933-й, и это если верить ''корректировкам'' АДХ (в которых есть сомнения, рекомендую эти два ЖЖ - http://nazar-rus.livejournal.com/ http://lost-kritik.livejournal.com/ )

За сим пока все. Скорее всего, этот пост будет доработан, т.к я пока ограничился лишь одним коэффициентом смертности, а есть еще много интересных вещей.

З.Ы. Указания на ошибки и комментарии приветствуются.
Tags: Демография, История, РИ, РСФСР, СССР, Смертность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments